11.06.2021

Советы паломникам. Напутствие будущим паломникам Пожелание паломникам


В 1785 году по секретному повелению императрицы Екатерины II в Иоанновский женский монастырь, что находится в самом центре Москвы, недалеко от Кремля, была прислана женщина, принявшая монашеский постриг с именем Досифеи. Это была Августа Тараканова, дочь императрицы Елизаветы Петровны.

Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1746 ¬ 1810)

Долгие годы монахиня Досифея находилась в затворе, ее могли увидеть только игумения, духовник и келейница. Жила затворница в одноэтажном каменном корпусе, примыкавшем к восточной ограде монастыря. Коридор и старая крытая лестница от ее келий вели в надвратный храм, где иногда совершались богослужения, на которых присутствовала только она одна.

Все время своей затворнической жизни монахиня Досифея посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию.

Во время царствования императора Александра I режим ее содержания стал менее строгим, и верующие смогли увидеть те изобильные духовные плоды, которые она стяжала в годы полного затвора. Слава о ее духовной опытности быстро разнеслась по первопрестольной, старица пользовалась большим почитанием богомольного люда. Многие верующие стали приходить к окнам ее кельи, прося ее наставлений и молитв. Некоторых же она допускала в свою келью.

Прп. Моисей Оптинский

Как-то в ее келью вошли двое молодых людей. Это были братья Путиловы - Тимофей и Иона, ставшие впоследствии настоятелями двух великих обителей: Тимофей, в монашестве Моисей, - Оптиной Пустыни и Иона, в монашестве Исаия, - настоятелем Саровской пустыни. В то время братья жили в Москве и служили у купца Карпышева. Все свое свободное время они употребляли на богомолье и чтение книг. Почувствовав в своем сердце тягу к иноческой жизни, они спросили на то совета у мудрой старицы. Она посоветовала им обращаться к наместнику Новоспасского монастыря иеромонаху Александру (Подгорченкову) и иеромонаху Филарету (Пуляшкину), которые находились в духовном общении с преп. Паисием (Величковским).

По совету богомудрых наставников, братья утвердились в своем намерении посвятить свою жизнь служению Богу, и 13 мая 1805 года прибыли в Саровскую пустынь. Тимофей писал монахине Досифее: «Я и брат мой находимся здесь живы и в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благодать Божия привела нас в сие жилище».

Игумен Исаия (Путилов) настоятель Саровской пустыни

«В послушании о Христе почтеннейшему Тимофею и братии мир и Божие благословение.

Приятное письмо ваше <…> имела удовольствие получить и, читав оное, не могла не вспомнить слов, что всуе путь, аще не благословит Бог. Вы, направя стопы ваши на путь мирен к необуреваемому пристанищу, благополучно достигли, настигше на пути старца, хотя безмолвна, но внутрь сердца снабденна и Богом благословенна, коего древний посох указывал вам путь к вечно тихому пристанищу в Саровском Иерусалиме. Сие напутствие Божие весьма сходно с принятым вами намерением. И должно заметить, что на путь правый указует идущим не скитающийся в мирской прелести, ищущий спокойствия телесного, переход из града в другой, но напутствуемый чрез Христа старец, хотя в раздранном рубище и хладный телом, но теплый верою и, безмолвствуя языком в мире, отверст устами в обители внутренней, затворивший уста, как бы дверь хижины теплой от охлаждения и дабы не вшел тать похитить сокровище, еже даде ему Господь. Сего старца, напутствующего вас, увидя из письма, не могла я не чувствовать истинной веры, что севший с вами, сей провожающий на служение Богу, - избранник от Христа Спасителя нашего, человек потаенного сердца в неистлении молчаливого духа и слова его внутрь; дабы доказать верующим, что избравших лучший конец жития и преходящих путь остатки жизни в вере и неленостном послушании для достижения спасения будет благословлять Сам Отец Небесный, яко напутствующий вас старец, от коего все мимоидущие смиренно просят Божия благословения, яко слабые суть в мире, во брани плоти и крови и в духе злобы.

<…> Видев же вас, не сетующих и без уныния, благодарящих Господа нашего, прошу вас смиренно писать мне впредь при случаях о продолжении жития вашего. Я же при молитве как духовно, так и телесно здрава. И прошу читать письмо вместе, дабы цепь дружества вашего была тверже. Впрочем, желая вам душевного и телесного здравия и Божия благословения, имею честь быть, грешная монахиня Досифея».


Раки с мощами прпп. Моисея и Антония (братьев Путиловых) Оптинских в Казанском храме Оптиной пустыни

Духовная связь со старицей сохранилась у братьев Путиловых до самой ее кончины, последовавшей в 1810 году. Всю жизнь они с благодарностью вспоминали ее наставления и считали, что по ее благословению и молитвам вступили на путь иноческой жизни.

В марте 1859 года, незадолго до своей кончины, преп. Моисей вспоминал: «…жившая в прежнем Ивановском монастыре духовно-мудрая старица блаженной памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания…»

Стихира преподобному Моисею за праздничным вечерним богослужением

Паломничество — это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатленной в истории многочисленных монастырей Святой Руси.

Если паломничество совершается с покаянным чувством, с желанием духовного обновления, то пребывание в святой обители позволяет мирскому человеку вкусить, хотя бы в малой мере, благодатные плоды «иной» (отсюда — «иночество») жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри.

Паломничество — хождение или путешествие к святым местам с четко определенными духовными целями.
Среди традиционных устремлений при совершении паломничества нашими предками можно назвать следующие:

совершение религиозного обряда в особенном месте или участие в таковом (молитва, причащение, исповедь, соборование),

вознесение молитв во святом месте;

Поклонение святому месту, храму, мощам, чудотворным иконам;

паломничество в чаянии религиозного просвещения, духовного совершенствования, духовного подъема;

Паломничество в чаянии получения благодати, исцеления духовного и физического, получения совета (например, в Оптину пустынь ходили за советом к старцам);
паломничество во исполнение обета или во искупление грехов;
паломничество в чаянии обретения потомства, ради брака;
паломничество во укрепление духа перед принятием важных решений, перед бракосочетанием, путешествием, перед битвой за Веру и Отечество.
При совершении паломничества (в отличие от туристической поездки) нужно, чтобы была возможность помолиться, отстоять Литургию, причаститься у святыни без спешки и суеты.

Нередко паломники говорят, что молитва у святыни дает ощущение особенного духовного единения молящихся, ощущение благодати, радости духовной. Молитвенный опыт, обретаемый паломниками в приобщении к посещаемым святыням, является элементом духовного возрастания.

Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов говорит: «Цель паломничества в том, чтобы, соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия и даже тысячелетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы».
«Если вы просто поехали разведать новый монастырь, то это не паломничество, пусть даже и едут верующие люди.

Ведь паломничество часто связано с подготовкой к исповеди, к причащению, с посещением богослужений.

Одно и то же путешествие может стать и паломничеством, и туризмом.

Человек едет просто так, а глядишь, душу его и затронет! А можно поехать даже на Святую землю и не думать о молитве.

Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже паломничество.

Это аскетика — от греческого „аскео", то есть „упражняюсь".

Ведь, наверное, любой человек вам скажет, что самое трудное дело — это молиться».

Паломничество изначально есть религиозный подвиг, подвиг аскезы.

Человек оставлял свой надежный мир — дом, семью, деревню.

Он становился «в путь шествующим» — беззащитным. Так было в мире, где закон нередко заканчивался на околице или у городских ворот, а в дороге часто действовал закон силы.

Паломники шли в Иерусалим пешком, знали, что могут погибнуть, потому что пройти через мусульманские страны, не зная языка, — опасно.

В Западной Европе в Средние века преступнику могли заменить суровый приговор на паломничество, в котором человек должен был преодолеть опасности, осознать греховность содеянного и вымолить прощение.

В эпоху войн за Гроб Господень это было суровым испытанием.
По своей духовной сути паломничество в некотором роде сродни монашеству.

И там и здесь человек покидал дом и привычную жизнь, имея в виду душеспасительную цель.

Паломник «ходит по стопам» Спасителя и Богоматери — такое стереотипное выражение широко использовалось в паломнических и агиографических текстах.

Паломник, как и монах, должен был пройти между подстерегающими его соблазнами, каждый из которых способен уничтожить духовную пользу от паломничества.

Паломничество — это труд, это факт биографии человека.

Но между святыней и странником пролегает нелегкое испытание дорогой, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод.

Здесь и преодоление собственных немощей и мирских искушений, стяжание смирения, испытание смирения, а подчас — испытание и очищение веры.

В какой форме предпринять паломничество, каждый человек решает сам.

Есть люди, предпочитающие ездить по святым местам самостоятельно.

к которым вы хотите совершить паломничество .

Духовная польза паломничества во многом зависит от обстоятельств жизни самого паломника, от состояния души, семейного положения, физических сил и других факторов.

Кому-то хорошо пожить и потрудиться две-три недели в каком-то одном монастыре, а другим, наоборот, полезно отправиться в такое путешествие всей семьей, через два-три дня перемещаясь с места на место.

Многие люди зрелого возраста приезжают с детьми. Все чаще среди паломников встречаются молодые люди, в том числе члены православных молодежных объединений.

Если вы решитесь неделю-две пожить в монастыре и получите на то благословение наместника, в этом случае надо приложить усилия к тому, чтобы ваша личная жизнь срослась с монастырской жизнью.

Надо стараться посещать все службы, выполнять послушания.

Такое пребывание в обители позволяет войти в ритм, который даже в психологическом плане благотворно влияет на мирского человека, позволяет успокоиться и попытаться без суеты и каждодневных забот осмыслить свою жизнь.

Ведь в монастыре особая обстановка, особая духовная атмосфера, которую за два-три дня толком не почувствуешь.

Мера и глубина воцерковления людей различна, различно и понимание ими смысла и значения паломничества.

Среди приезжающих часто встречаются те, кто недавно переступил порог храма.

Порой встречаются люди совсем не церковные, движимые в большей степени любопытством.

Если человек совершает поездку только ради любопытства — это уже не паломничество.
Но, принимая людей, в том числе и туристов, иночествующие несут послушание — они открывают для многих людей мир веры.

Иногда именно туристы, а не паломники, оказываются самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем миром Веры, к которому они приближались с такой опаской. Но, конечно же, благоговейному отношению к святыне, деликатному поведению на территории монастыря большинство современных людей нужно учить. Поэтому все-таки нужно напоминать о разнице между паломничеством и туризмом.
По сравнению с туристической поездкой в поездке паломнической отсутствует развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят себе духовников.

Паломничество играет важную общеобразовательную роль.

Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами.

Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов.

Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи — особенно до XVIII в. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Если у вас небольшой опыт паломнических поездок, то могут потребоваться советы по разным вопросам.

Следует указать несколько важных моментов.

Хорошо согласовать поездку с приходским священником, взяв у него благословение на это благое дело.

Он может ответить на возникающие вопросы в связи с паломничеством новоначальных христиан.

Не стоит включать в поездку большое количество посещаемых мест, чтобы не устраивать «скоростные гонки» с целью «приложиться ко всем ико-ночкам и святынькам» вместо благоговейного паломничества.

В период поездки спланируйте время так, чтобы можно было не спеша помолиться у святынь, побывать на Богослужении, осмыслить пережитое.

Конечно же, надо найти время для подготовки к паломничеству.

Такая подготовка — дело сугубо индивидуальное. Некоторые паломники постятся в течение недели перед богомольем, отказываются на время паломничества от мясной и молочной пищи, от суеты и праздных разговоров.

Многие считают необходимым отказаться от употребления сигарет, спиртного, косметики.

В большинстве случаев люди осознают, что паломничество связано с молитвенными усилиями. Для некоторых участников паломнических поездок они ценны возможностью общения с единомышленниками, близкими по духу людьми, которого не хватает в обычной жизни, чтением и обсуждением духовной литературы, общением с братией, чувством единения в вере.

Если ваша цель — получить духовное подкрепление, почувствовать благодать, таинственным образом соприкоснуться с ней, то для этого нужен молитвенный настрой.

При этом очень важно, чтобы внутренний настрой человека, с которым он приходит к святыне, был искренним.
Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который неоднократно посещал Святую землю и многие святые места как отечественного, так и вселенского Православия.

Большое значение имели паломнические поездки В.В. Путина в его бытность Президентом РФ.

Он первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон.



Паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции.

Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению народа православного, связывая всех нас крепкими духовными узами с нашими славными предками, хранившими в чистоте Веру и Государство Российское.

из инета

Паломничество - это не развлекательное путешествие и наши благочестивые предки усердно трудились над душой своей, чтобы иметь возможность посетить православные святыни . Чтобы Господь, видя их старание и труд, простил их согрешения вольные и невольные и дал им возможность исправить жизнь свою, преодолевая все трудности, которые человек испытывает в своей жизни.

Как подготовиться к поездке:

  • посоветоваться с духовным наставником,
  • взять на себя обеты, поститься,
  • иметь нательный крест,
  • подготовить поминальные записки («о здравии», «об упокоении»),
  • просто настроиться на встречу со святыней без особых приготовлений.

Что взять с собой в паломнический тур:

  • благочестивую одежду,
  • удобную обувь на низком каблуке,
  • предметы личной гигиены,
  • бутылочки для Святой воды из целебных источников.

Необходимо иметь при себе:

  • паспорт и полис медицинского страхования,
  • запас воды для санитарно-гигиенических нужд в дороге,
  • личную аптечку,
  • деньги для пожертвований в посещаемых храмах и монастырях.

Внешний вид

Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, потому что очень тесно сопряжен с внутренним состоянием. Само благочестие начинается внутри, в душе.

Стремление к чистоте сердечной, естественно, приводит и к внешней опрятности. Смирение и скромность становятся видимы через скромность одежд и кроткое поведение. Тишина душевная приводит человека к тихому разговору, сдержанной жестикуляции и мимике, осторожной речи. Церковный человек стремится во всем - и во внутреннем, и во внешнем - соблюдать меру и порядок. В поведении христианина и его внешнем виде нет случайного, ненужного, лишнего.

Знающих прихожан отличает бережное отношение ко всему - свечам, запискам и даже деньгам. Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. И конечно, недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.

Веками вырабатывался образ православного христианина, по которому его можно узнать издалека. Это образ стал традицией и даже неписаным правилом.

ОДЕЖДА должна соответствовать полу. Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами и узким воротом или в блузку (также с длинными рукавами) с юбкой, закрывающей ноги так, чтобы никто не обращал на них внимания. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты, так как не закрывают ног.

Мужчины надевают брюки (но не шорты) и рубашку с длинными рукавами. Джинсы допустимы, если не рваные и не грязные. Вообще вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть и нарядная и соответствовать цветам облачений духовенства и украшениям храма.

ЧИСТОТА. Телесная чистота обязательна для всех, особенно для причащающихся. Волосы у мужчин должны быть аккуратно уложены и связаны (если длинные), чтобы не попадали на святыни, к которым он будет прикасаться; у женщин волосы должны быть под платком. Не приветствуется яркая и обильная косметика, которая вследствии чего оставляет следы на священных предметах, при лобзании их. Не допускается приходить в храм надушенными сильными, вызывающими ароматами.

Как вести себя в паломнической поездке

Ошибка 1. «Поболтать в дороге – не грех»

Сев в автобус, мы, как правило, начинаем разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете.
Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:

1. МОЛИТЕСЬ. Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы.

2. ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ. «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь.

3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: «Зачем, собственно, я еду в паломничество и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

Ошибка 2. «Мясо - в сумку, сигареты – в карман…»

Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.

Ошибка 3. «Не уверен, что смогу…»

Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще «с головой». Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.

Ошибка 4. «Хочу все сразу»

Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.

Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть.

Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда.

Ошибка 5. «О вреде стахановщины»

Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.

Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

Доброе напутствие

В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:

  • воздержитесь от суеты,
  • сдержите осуждение ближнего,
  • умерьте жажду пускаться в праздные разговоры,
  • сосредоточьтесь на важном и помните о главной цели вашей поездки.

Совершение обрядов Хаджа сопряжено с некоторыми физическими нагрузками, которые в купе с необычным климатом могут вызвать ухудшение самочувствия людей преклонного возраста, лиц страдающих хроническими заболеваниями. Да и здоровые паломники бывает что простужаются. Поэтому вместе с паломниками на святую землю уже который год отправляется и бригада врачей.
О том, как проходит медицинское обслуживание наших граждан, мы говорили с Гаджиевым Абдулой Набиевичем, заместителем министра здравоохранения РД, руководителем группы врачей по оказанию медицинской помощи паломникам, совершающих Хадж по программе благотворительного фонда Сулеймана Керимова.

– Абдула Набиевич, Вы на Хадже в качестве врача уже не первые раз. В чём специфика Вашей работы здесь?
– Я вместе с коллегами несу большую ответственность за состояние здоровья паломников из Дагестана, и мы стараемся организовать работу по профилактике заболеваний, как инфекционных, так и соматических, а также оказанию своевременной и качественной медицинской помощи в необходимых случаях.
Вся наша работа направлена на сохранение физического здоровья паломников, без которого невозможно выполнить все ритуалы Хаджа, которые связаны не только с физической нагрузкой, но и с нервным перенапряжением паломников.

– Как формировалась медицинская группа и по каким критериям подбирались врачи?
– Медицинская группа сформирована по инициативе муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева, по предложению которого я и возглавил группу врачей. Для поездки на Хадж я использовал, как и полагается свой очередной отпуск.
По предложению муфтия группа врачей сформирована в соответствии с количеством авиарейсов – 15 врачей, т.е. из расчета один врач на один рейс. Те же врачи сопровождают паломников на всем протяжении маршрута следования.
Четверо из нас уже были на Хадже и имеют опыт оказания помощи паломникам и знают специфику местных условий. Остальные врачи, среди которых и две женщины ранее не были на святой земле и им предоставлена возможность выполнить пятый столп Ислама. Была поставлена задача, чтобы медперсонал был сформирован из представителей разных национальностей. Весь медперсонал профессионально подготовлен, это опытные врачи. Одним из основных критериев при подборе врачей, конечно, наряду с профессионализмом, была их богобоязненность.

– По приезду в КСА, как вы развернули программу по оказанию медпомощи паломникам?
– В городе Медина медпомощь паломникам оказывалась группами врачей по месту проживания паломников в гостиницах. А в городе Мекка все паломники из благотворительных рейсов Сулеймана Керимова, а это около 2500 человек, размещены в одной гостинице. Там же на первом этаже мы развернули не совсем обычный по своей структуре медпункт, где врачи принимают больных согласно составленному графику круглосуточно. И там же есть две отдельные мужская и женская палаты из шести коек по типу дневного стационара. В тоже время прикрепленные за группами врачи не прекращают работу также по участковому принципу.

– Как вы оцениваете общее состояние здоровье паломников?
– В процессе подготовки к Хаджу многие паломники прошли обследование и лечение в амбулаториях и поликлиниках по месту жительства, а так же на уровне республиканских лечебно-профилактических учреждений. Также они получили профилактические прививки от инфекционных заболеваний. Среди паломников много пожилых людей, которые страдают хроническими сердечно-сосудистыми бронхолегочными заболеваниями. Среди паломников есть и инвалиды по зрению, плохослышащие, глухонемые, и с тяжелыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата, есть и больные, страдающие сахарным диабетом и заболеваниями почек и печени, различными болезнями аллергического характера и другими заболеваниями.

– Как бы Вы оценили общее состояние дел с оказанием медпомощи нашим паломникам во время Хаджа, насколько Вы обеспечены необходимым оборудованием, медикаментами?
– Созданные организаторами Хаджа условия для работы врачей позволяют нам оказывать своевременную и квалифицированную помощь больным и проводить профилактическую и санитарно-просветительную работу среди паломников. Что касается медикаментов, то мы полностью обеспечены необходимыми медикаментами, применяемыми при самых разнообразных заболеваниях органов и систем организма человека. Об этом также побеспокоились организаторы Хаджа. В необходимых случаях без особых проблем мы прибегаем к услугам скорой медицинской помощи, а также консультациям и стационарному лечению в госпиталях Саудовской Аравии.
Следует подчеркнуть, конечно, в условиях жаркого климата и физических нагрузок на паломников, связанных с выполнением ритуалов Хаджа, обостряются многие хронические заболевания. А неправильное использование кондиционеров и употребление холодных напитков приводит часто к простудным заболеваниям.

– Абдула Набиевич, что вы чувствуете на этой святой земле не как врач, а как верующий мусульманин, совершая Хадж?
– Альхамдулиллях, я и ранее несколько раз совершал Хадж и те чувства, которые испытывает паломник трудно передать, их просто надо испытать на себе. Но одну скажу, что с каждым разом трепетное чувство, связанное с ощущением ничтожности земной жизни перед величием и бесконечностью Того Мира и ответственностью перед Создателем, усиливается и заставляет задуматься над смыслом бытия и собственной ничтожностью. Все происходит по воле Аллаха. Я и мои коллеги воздаем хвалу Всевышнему, за то, что мы оказались в числе тех, кто оказывает помощь братьям по вере, совершающим Хадж.

– Ваше мнение от общей организации благотворительного Хаджа Сулеймана Керимова в этом году?
– Во-первых, выражаю огромную благодарность Сулейману Керимову за финансирование Хаджа для такого огромного количества социально незащищенных людей, для которых паломничество оставалось многие годы несбыточной мечтой. Также большая благодарность муфтию Ахмаду-хаджи Абдулаеву за четкую организацию Хаджа для этой категории людей. Паломники почувствовали истинную заботу о себе. Да вознаградит их Всевышний.

– Какие будут пожелания паломникам?
– Желаю, чтоб паломники в добром здравии, совершив Хадж, вернулись к своим семьям, которые их с нетерпением ждут в родном Дагестане. Искренне желаю, чтобы они оставались пропагандистами не только Ислама, но и здорового образа жизни, ведь Ислам и здоровье это одно целое. И да примет Аллах Хадж паломников всего мира! Амин.

Беседовал Хаджи-Мурат Раджабов

С наступлением благословенного месяца Зуль-хиджа главная святыня мусульман принимает миллионы паломников со всего мира, в том числе и от Украины. О том, как наши соотечественники готовятся выполнить пятый столп ислама, рассказал генеральный директор туристической фирмы «Космос тревел стар» Амро Ясер, которая в этом году организовывает поездку в хадж из Украины.

- Скажите, г-н Ясир, ваша тур-фирма впервые организовывает хадж?

Мы занимаемся этим вопросом впервые, но выступаем гарантом для каждого отдельно взятого паломника с момента его вылета и до возвращения на родину. Наша тур-фирма заключила договор с агентством по Хаджу и Омре, которое находится в Мекке. Другими словами, мы являемся их представителями на Украине.

- Как идет подготовка, ведь осталось всего несколько дней?

Уже все готово, недавно я вернулся из Москвы, где в посольстве Саудовской Аравии нам поставили визы, заказаны билеты, на месте нас ждет, соответственно транспорт и гостиничные номера. Каждый паломник-представитель нашей тур-фирмы получит сумку с необходимыми для совершения хаджа вещами.

- Сколько человек отправится от Украины?

Я могу вам привести статистику. По воле Всевышнего, 131 человек поедут в хадж, среди них 34 женщины. Отправятся туда 7 семей, некоторые едут с пожилыми родителями, их около 20 человек.

- А какой регион Украины лидирует по количеству паломников?

Приблизительно все равны, но большинство из Киева и Крыма, где-то по 30 человек. Из Одессы – 23, Донбасса – 15. Слава Богу, мусульмане сейчас живут в каждом регионе, соответственно в нашей группе есть представители севера и юга, востока и запада страны.

- В этом году, в разгар новой пандемии, грипп не стал помехой для паломников?

Согласно законодательству, мы отправили запрос в МИД Украины со всеми необходимыми документами еще месяц назад, откуда нам пришло официальное письмо с разрешением на выезд. Плюс каждый паломник прошел медосмотр и на руках имеет справку. Мы, со своей стороны, закупили марлевые повязки и антибактериальный гель для рук. Главное это предосторожность, но все по воле Аллаха.

- Вам что-то известно о мерах предосторожности со стороны властей Саудовской Аравии?

Конечно, все на должном уровне, ведь в один момент будет такое скопление людей. Я сам совсем недавно вернулся из королевства, мне несколько раз делали компьютерный осмотр, который сканирует весь организм. Медпункты стоят по всей территории Мекки, Медины и других районах.

- Есть ли какие-либо изменения в организации хаджа в этом году?

Модернизация происходит из года в год, Что касается самой мечети и прилегающих к ней территорий, на них ведутся застройки постоянно. Честно говоря, власти должным образом ухаживают за священными местами и ежегодно выделяют большие средства.

Изменена, также, система оформления документов, если раньше, все заполнялось вручную, то теперь за людей это делают компьютеры.

- Как будет проходить перелет, для этого предусмотрен специальный чартерный рейс?

У нас договор с турецкой и иорданской авиакомпаниями. Оба рейса в один день, четверг, только разное время. У первой группы вылет в 11:45, второй в 15:30. Самолеты делают посадку в Мединском аэропорте, который открывается только во время хаджа, откуда паломники пересядут в автобусы и отправятся в гостиницу.

- Где будут проживать наши паломники?

Выбирая гостиницу, мы стремились найти такой вариант, который предусматривал бы высокий сервис и минимальное расстояние к главной мусульманской святыне. Слава Всевышнему, мы нашли подходящий нам вариант, хотя долго мучились с этим вопросом. Гостиница, в которой будут проживать наша делегация паломников, построена год назад, а до мечети «Аль-Харам» всего 3 километра. Также, в нашем распоряжении 3 автобуса на протяжении всего пребывания в Саудовской Аравии.

- Кто будет сопровождать украинскую делегацию по святым местам?

За все организационные вопросы отвечаю я, для этого у меня специальный бейджек, который власти королевства выдают представителю каждой делегации. Также с нами будет имам Киевского исламского культурного центра шейх Имад Абу Аль-Руб, который, по нашей просьбе, будет нести ответственность за духовную и культурную программу.

- Во сколько обошлась путевка паломника в этом году?

Я думаю, цена устраивает всех. Со всеми организационными вопросами, перелетами, жильем и перевозками паломнику путевка обошлась в 3000 тыс. долларов. Стоит отметить, что через посредника, то есть российские или турецкие фирмы, цена бы выросла в полтора раза.

- И, напоследок, ваши пожелания паломникам?

Я бы хотел начать свои пожелания с благодарности (улыбается) . В первую очередь, благодарю Всевышнего, который даровал мне шанс организовать такое достойное дело. Благодарю всех, с кем я сотрудничал на протяжении всего этого времени, это ДУМУ «Умма», Крымский муфтият, Ассоциация «Альраид», посольство Саудовской Аравии в Москве и посол Украины в Саудовской Аравии Петр Голос. Они вместе с нами участвовали во многих вопросах, искренне помогали и поддерживали.

А всем паломникам я бы хотел посоветовать оставить все свои заботы и проблемы здесь в Украине, и с чистой, как белый лист, головой посвятить себя всего нашему Создателю. Ведь, действительно, такой шанс может выпасть только один раз за всю жизнь.

Инфо. отдел ВАОО "Альраид"